Готов ли ваш ребенок к школе? © ЦДО детей и молодежи "Светоч" г. Минска

 

↓A↑

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

RSS

 

Государственное учреждение образования 

"Центр дополнительного образования детей и молодежи "Светоч" г. Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

админ сайта

 

 

© copyright

 

Готов ли ваш ребенок к школе?


Готов ли ваш ребенок к школе?

            Школа это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность»?

            Сегодня программа образования часто пересматривается, меняется, выделяются новые приоритеты, ведутся споры о том, когда же лучше отдавать ребенка в школу с 6 или с 7 лет? Стоит ли ребенка как-то специально готовить к школе и кто это должен делать воспитатели детских садов, родители, специалисты?

            Врачи, психологи и педагоги отмечают, что за последние время увеличилось число первоклашек, которые не могут адаптироваться к школе, не справляются со школьной нагрузкой и вынуждены возвращаться в детский сад, что само по себе, является стрессом для ребенка и его семьи.

            На вопрос, когда же отдавать ребенка в школу — есть однозначный ответ — тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе и зависит его успешность в школе.

«Что же такое готовность к школе?»

            Готовность к школе — это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.

            Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» — на «готовность к обучению».

            Так вот готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

«Да, разве ребенок может хотеть учиться?»

            На определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря «заботливым» родителям, которые любую неуспешность ребенка переводят во фразу «Как же ты, такой, в школе будешь учиться?!») — то он хочет пойти в школу. «Да, он очень хочет в школу», — говорят на приеме большинство родителей. И тут важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей (уже лучше, но тоже далеко от учебной мотивации), будут заниматься (совсем близко, но не совсем то, что нужно). Когда ребенок «хочет учиться», в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он еще не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе (серьезный повод задуматься родителям).

«Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?»

            Обучаться – это не играть, это значит трудиться. Только очень профессиональный педагог может создать развивающую игровую среду, в которой ребенок будет комфортно обучаться. В большинстве случаев – это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.

            Здесь же можно указать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым. Весь школьный режим – это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям ребенка, но их выполнение необходимо для успешной школьной адаптации.

            Школа – это процесс социализации, поэтому успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня «социального интеллекта» ребенка. «Социальный интеллект» - это способности ребенка ориентироваться в социальных ситуациях, его умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками (в группе риска находятся застенчивые, робкие и стеснительные дети).

            Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).

«Он у нас очень умный - со всем справится!»

            Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект – это в первую очередь способность использовать свои знания умения и навыки, а еще конкретнее, способность обучаться. Действительно дети с большим багажом (хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребенок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться – с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.

            Прежде чем учить ребенка бегло читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь, первый класс – это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики.

            Если ребенок по каким-то причинам не готов к обучению, лучше со школой повременить. Если, прочтя этот буклет, вы все еще сомневаетесь, то определить готовность к школе вашего ребенка поможет психолог в детской поликлинике или школьный психолог.

            После того, как родители решат, что их ребенок идет в школу актуальным становится вопрос выбора школы. Многие хотят пойти в гимназию, считая, что – это очень престижно. Обучаться в гимназии – это не только престижно, но еще и сложно.        Родители полагают, что ребенок средних способностей, обучаясь в гимназии, будет тянуться за более успешными сверстниками. В реальности все оказывается наоборот. И, если еще в начальных классах ребенок очень старается «соответствовать» заданному уровню, то позже, когда заканчиваются силы, пропадает всякое желание учиться. Находясь в условиях постоянного сравнения, при этом, не в свою пользу, дети становятся тревожными, неуверенными в себе. Очень важно реально оценивать способности своего ребенка, а среда обучения должна соответствовать его возможностям. Есть золотое правило, которое необходимо помнить: ребенок всегда делает то, что ему нравится, а нравится ему делать то, что у него хорошо получается. Именно тогда он чувствует себя успешным, и будет хотеть учиться.

            Отдавая ребенка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ…, конечно, всестороннее развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это все нравится, это является дополнительной нагрузкой. Не рекомендуется совмещать начало обучение в школе с какими-либо другими кружками и секциями. Лучше дать ребенку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.

«Если ваш ребенок идет в первый класс?»

  1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый» ну и конечно: «купим красивый портфель, форму…»).
  2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
  3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
  4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он ученик, вы – учитель и наоборот).
  5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относится к своей неудаче, ошибкам).
  6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
  7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

            Школа — это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит, то, как он ее перешагнет.

            Удачи и успехов, дорогие родители.

 


           

 

Адрес: Я. Коласа, 47/2; тел.: 262-04-81; 292-06-13; 292-43-30
Регистрационное свидетельство № 1141102072 от 11.07.2011г.
Адрес электронной почты svetoch@minsk.edu.by

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)